Wednesday, April 11, 2007
Кинопроэкт "Страсти Христовы"
Сила страсти
Весь март в американских кинотеатрах лились кровь и слезы. И причиной всего этого ужаса стал не кто иной, как давний любимец публики актер и режиссер Мел Гибсон. На этот раз Мел решился... распять Христа. И распял.
Американские кинопрокатчики, привыкшие успех любого фильма оценивать в долларах, продолжают в недоумении считать прибыли, которые уже превзошли суммы от проката третьей части «Властелина колец» - эффект невероятный. Особенно если учесть, что фильм, где актеры общаются между собой исключительно на латыни и арамейском наречии, идет без перевода. Но едва ли все эти цифры способны передать истинную ценность этого неординарного кинопроекта.
Одного беглого взгляда на опрос зрителей достаточно, чтобы понять: ТАКОГО КИНО искушенная в кинематографе нация еще не видела!
ГЕНИй или безумец?
Мел Гибсон остается одним из самых популярных персонажей Голливуда: за последние четыре года он уже три раза получал премию US People’s Choice («Народный выбор США»), как лучший актер. К тому же, он образцовый семьянин, любящий муж своей жены Робин Мур, на которой он женат с 7 июня 1980 г.; и у них не много не мало - семеро детей...
На одном из закрытых просмотров, устроенном для пасторов и духовных лидеров, Мел Гибсон открыто говорил, что, создав этот фильм, он, возможно, погубит свою карьеру. Но для него гораздо важнее донести людям любовь Бога и цену мучений Христа. «Он умер за всех нас и служил всем нам. Пора вернуться к этому откровению, пока мир окончательно не сошел с ума», - сказал Мел Гибсон.
В свои 48 лет Гибсон уже не мог сыграть самого Иисуса, поэтому в новой ленте ему пришлось удовлетвориться ролями продюсера, соавтора сценария, режиссера и инвестора Он выложил за создание этого фильма 25 млн. долларов из своего личного кармана, потому что Голливуд отказался спонсировать фильм о Христе.
Зачем понадобилось этому богатому красавчику так круто менять свою актерскую и режиссерскую карьеру? Что заставило Мела пойти на заведомый риск, навлекая на себя стрелы кинокритиков, историков, а, паче всего, еврейских ортодоксов, обвиняющих режиссера в антисемитизме?
Оказывается, по словам актера, он мечтал об этом фильме уже 10 лет. После шумного успеха снятого им фильма «Храброе сердце» актер и режиссер почувствовал, как он сам сказал, «внутреннюю потребность» рассказать историю последних часов Христа. Мел рассказывает, что в «Страстях» он попытался сделать евангельский сюжет более понятным для современной аудитории. «Евангелие рассказывает, что произошло, в общих чертах. А я хочу знать, как все это было на самом деле», - говорит режиссер. Он согласен, что в фильме много сцен насилия, но это составная часть Евангелия: ведь Христос пережил страшные муки, умирая за наши грехи.
В истории Иисуса, по словам режиссера, его более всего привлекают последние часы перед распятием, которое стало «драмой для человека, обладающего божественным духом и земными слабостями». Состояние Христа в эти минуты обычно описывается как обречение себя на смерть без каких-либо страхов и колебаний. «Но мой Иисус, - говорил Гибсон, - будет потрясен своей земной болью, настоящая кровь будет течь из его раны, и его распятие также будет настоящим».
Это решение не было легким. Прежде чем показать своего Христа на экране, режиссеру пришлось пройти через искушение покончить с собой. И именно эта борьба вдохнула страсть в его работу над драмой.
Фильм, снимавшийся в Италии, также демонстрировался в Ватикане папе Римскому. Согласно некоторым источникам, после завершения просмотра он произнес: «Так в действительности все и было».
Эта работа стала первым возвращением Гибсона к режиссуре после 1995 года. Тогда его кинолента «Храброе сердце» завоевала сразу пять «Оскаров». Будет ли удостоена наград последняя работа - пока неизвестно. Зато антисемитскими ярлыками Мела щедро «одаривают» уже сегодня, а нью-йоркские фанатики даже бросали в Гибсона ведро с кровью ягненка.
Хотя сам режиссер не раз утверждал, что никаких антиеврейских мотивов в его фильме нет: «Ни я, ни мой фильм не являются антисемитскими, и я не испытываю ненависти ни к кому – особенно к евреям. Они - мои друзья и коллеги. Антисемитизм противоречит не только моим личным убеждениям, но и центральной мысли моего фильма».
на что похоже страдание
Джим Кэвизель, который исполняет главную роль в фильме, славившийся тем, что никогда не соглашался сниматься в любовных сценах, заявил, что роль Христа оказала на него очень сильное воздействие.
В этом году актер собирается особенно вдумчиво поститься и молиться в преддверии грядущей Пасхи. „Я не понимал, на что похоже страдание, пока не прошел через это, - заявил актер. - Теперь я понимаю и разделяю его более, чем когда бы то ни было. В этом году во время поста, предшествующего Пасхе, я должен исполнить большое количество обязательств и поблагодарить Бога за этот фильм, за карьеру, за жизнь, за семью, за друзей, за страну и за весь мир. Дорога к душевному миру лежит через пост и молитву. Я хочу молиться больше, чем когда бы то ни было. Я хочу больше любить. Я люблю недостаточно. Я понял это, снимаясь в фильме“.
Для Кавизеля сыграть Иисуса означало пройти массу испытаний.
Ранее он отказывался играть роль Иисуса в постановке и двух телевизионных проектах, но в этот раз принять предложение его мотивировало настоящее посвящение Гибсона тому, чтобы пересказать историю распятия без утайки. „Я хотел полного освещения истины, иначе я бы не согласился“, - сказал актер по этому поводу.
Кэвизель висел практически обнаженным на кресте, на пронизывающем ветру, на протяжении нескольких недель съемок. Во время съемки Нагорной проповеди его ударила молния. Актер, игравший римского солдата, во время съемок бичевания Христа нанес спине Кэвизеля 35-сантиметровую рану. Хотя Гибсон проинструктировал двух актеров, которые наносили удары, выбрасывать свои плети так, будто они бросают бейсбольный мяч, один из актеров промахнулся, и Кэвизель получил удар по спине. „Плеть ударила меня с такой быстротой, что я не мог дышать, - сказал Кэвизель. - Острая боль настолько ужасна, что ты не можешь дышать. Я повернулся и посмотрел на того парня, и скажу вам: возможно, я и играл Иисуса, но почувствовал, что в тот момент я - сатана. Я повернулся к нему, и с моих уст сорвалось несколько бранных слов“. Немного позже Кэвизеля снова ударили плетью по спине.
Помимо всего прочего, он вывихнул свое плечо, неся крест, подхватил пневмонию и инфекцию в легких, получил раны, царапины и боль в спине от цепей, которые он нес.
Часто Кэвизелю приходилось вставать в два часа утра и посвящать 8 часов нанесению грима, имитирующего раны: опухший, полузакрытый от побоев глаз, венок из терна, следы от ударов и истерзанная плоть от головы до кончиков пальцев.
Кэвизель одобряет все крайности, к которым прибег Гибсон, изображая насилие. По его словам, „это было необходимо, чтобы по-настоящему изобразить страдания Христа“.
Говоря о критике со стороны некоторых христианских и еврейских лидеров, что фильм провоцирует антисемитизм и возобновляет мнение о том, что все евреи ответственны за смерть Христа, актер занимает сторону Гибсона. „В фильме показаны иудейские старейшины, которых поддерживает толпа, просящая римского правителя Понтия Пилата распять Иисуса. Кроме того, там показаны и сторонники Христа: Мария Магдалина, ученики Христа, Симон, который помогает нести крест. Вся нация не несет ответственности за смерть Христа из-за той толпы, которая стоит перед Пилатом, точно так же, как все итальянцы не несут ответственность за ужасные деяния Муссолини, или все русские - за жестокие дела Сталина. Все мы виновны в смерти Христа. Все наши грехи поместили Его на тот крест“, - сказал Кэвизель. - Если бы в этом фильме был хоть какой-то намек на антисемитизм, я бы сам сказал: „Я не буду в нем играть, Мел. И мне все равно, кто ты такой“, - добавил он.
Помимо этого, от Кэвизеля стало известно, что на месте съемок Гибсон часто советовался с Майей Моргенстерн - еврейской актрисой из Румынии, которая играет мать Марию, чтобы быть уверенным, что действия и внешние атрибуты соответствуют иудейским традициям. „Мел с самого начала сказал, что фильм будет наполнен еврейской культурой, и он придерживался традиций. Майя, которой более всего следовало бы высказаться по этому поводу, ясно и определенно сказала, что этот фильм не является антисемитским“.
Перед исполнением роли Кэвизель вновь перечитал Евангелия и изучил христианскую и другую литературу о последних часах жизни Иисуса.
Также актер молился за Божье руководство. Он попросил Бога использовать его как инструмент, чтобы реально показать страдания Господа на кресте. „Это было ключом ко всему фильму. Я не хотел, чтобы люди видели меня. Я просто хотел, чтобы они увидели Христа“, - резюмировал Кэвизель.
Кажется, это ему удалось. Но со всей неизбежностью возникает простой вопрос:
Что дальше?
Пока Америка приходит в себя от кровавого откровения, поговаривают, что Мелу Гибсону теперь самое время заняться новыми экранизациями библейских сюжетов.
Да и в Голливуде, наблюдая за тем, как пасторы церквей оптом скупали билеты на «Страсти Христовы», впервые серьезно задумались о том, как недооценили зрителя, игнорируя спрос на качественные духовные фильмы.
Впрочем, спрос вырос не только на кино. Увеличились объемы продаж духовной литературы. По всей стране нарасхват идут брелки, значки и открытки с рекламой кинофильма. Оловянные гвозди становятся новым символом христианства.
А «Страсти Христовы» начинают свое непредсказуемое шествие по всему миру. И, похоже, Пасха этого года реально имеет шанс пройти под знаком этого потрясающего фильма.
Сможем ли мы увидеть за кровью и мастерством актеров реальное послание о Божьей любви и заплакать о Христе, как о лучшем друге? Или снова бесчувственно отвернемся, дескать, это - всего лишь выдумка сумасшедшего американца?
Это очень трудно объяснить словами, но, кажется, мне впервые в жизни так хочется, чтобы люди от души поверили в этот фильм, как в реальность, в то, что так все и было в ТОТ ДЕНЬ. И в то, что эта вера - наш единственный шанс спастись от реального зла и тьмы.
Главный корреспондент агентства новостей „ASSIST News Service“ Майкл Айлэнд поделился своими впечатлениями: „Я только что посмотрел фильм Гибсона „Страсти Христовы“. Вне всяких сомнений, он относится к числу самых кровавых и жестоких фильмов, которые я когда-либо видел. Но, наряду с этим, можно смело заявить, что это - самое превосходное и соответствующее Писанию изображение смерти Христа и Его воскресения, которое я видел в своей жизни».
Билли Грэм заявил, что фильм Мэла Гибсона „Страсти Господни“ глубоко тронул его.
„Меня часто интересовал вопрос: „Что переживали очевидцы последних часов жизни Христа?“ После просмотра фильма я почувствовал себя так, будто действительно побывал там. Я плакал. Верю, что этот фильм - наиболее реалистичная и волнующая картина смерти и воскресения Иисуса. Христиане верят, что это самые важные события за всю историю человечества“.„Картина Гибсона соответствует учению Библии, ведь все мы ответственны за смерть Христа, потому что мы все согрешили. Не злодеяния какой-то отдельной группы людей, а грехи всего человечества стали причиной смерти Иисуса. Я верю, что любой, кто посмотрит „Страсти Христовы“, уже никогда не будет прежним“.
(в статье использованы материалы газеты «Для тебя» N 72 ,
журнала «In victory»,
и службы новостей Life4God Press)
официальный сайт: http://www.thepassionofthechrist.com
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment