Wednesday, April 11, 2007
До рассвета на метле. ХЕЛЛОУИН - ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ ???
БЕЗ ТРАКТОРА И ПРОТИВОГАЗА
Ночь на 1 ноября. 22 часа 30 минут. В холле «общаги» толпа студентов. Многие из них из других техникумов и вузов города. Все хотят попасть вовнутрь — туда, где уже начали праздновать Хеллоуин. Тут же наряды милиции — человек пять-шесть в форме. Нас в дверцу зарешеченных ворот коридора провели «свои». Здесь, в коридоре первого этажа, дым стоит столбом — глаза режет. В «красном уголке» уже началась дискотека. Протиснуться туда — мечта сумасшедшего. По-моему, если бросить в эту «консервную банку» обертку от конфеты, она пару часов будет протискиваться, чтобы упасть на пол.
Попавшие в банку «счастливчики», прижавшись друг к другу, пытаются танцевать. Запах, во всяком случае, здесь настолько лошадиный, что слышен даже через густой туман дыма. Но они, «счастливчики», этого не замечают.
Из колонок орет музыка, сплошной массой движутся тела. Ни лиц, ни глаз не рассмотреть — они скрыты за безобразными масками.Если парень или девушка без маски, то лица разрисованы или просто выпачканы. Вот голова парня в каких-то червях, а вот девушка улыбается сквозь прикрывшую лицо «паутину».В фильмах ужасов не всегда увидишь такое. А вот ко мне движется юная «красавица» — на шее петля из грубого каната, на руках бинты и «следы от порезов». Похоже, она только что вернулась с того света и решила попросить у кого-нибудь сигарету.Кто-то тихонько дернул меня за руку. Оборачиваюсь. Передо мной череп, из которого вырывается заунывное «У-у-у». Пытаюсь отойти в сторону, но дорогу преграждают Фредди Крюгер с дружками — скелетами, вампирами, ведьмами и чертями. Я не из пугливых, но... похоже, вечер удался.
Испытываю полное ощущение того, что попала в ад. Успокаивают разве что бутылки с пивом в руках всей этой «милой компании». Значит, я все еще на земле — в аду пива им дадут едва ли. Пытаюсь сосредоточиться, рассматриваю произведения «искусства» на головах студентов. Чего они только не понастроили на своих макушках: современная архитектура из бумаги, клея и обрывков ткани. Не дай Бог, кто-то сунет туда сигарету — увидим вспышку ящика с бенгальскими огнями. Из преподавателей вуза здесь ни души, а милиция может попасть сюда разве что в противогазах на тракторе.
В коридоре не так душно. Успокаиваю себя мыслью о том, что молодость не бывает без причуд. Хотя... это всего лишь таблетка» самообмана.
ГДЕ ЖЕ СВЯТЫЕ?
Что празднуем? — спрашиваю у проходящего мимо парня с «подбитым» глазом и разорванной на спине рубахой.
— Хеллоуин, — говорит, глядя на меня с нескрываемым пренебрежением. — День всех святых!
— А святые где?
— Не знаю, — растерянно улыбается в ответ и... отправляется своей дорогой.
— Постой! Этот праздник что — традиция у вас тут такая?
— Не знаю, я из техникума, меня сюда подруга «протащила». Вон она следом идет.
Через минуту подруга «подбитого» мне терпеливо объясняет:
— В этот день на белый свет «вылазит» вся нечистая сила. И чтобы они нас приняли за своих, мы наряжаемся, как они...
— Кто они?
— Ну... черти эти. Мы даже еще страшнее их одеваемся, чтобы они нас пугались и не тронули.
— А ты веришь в чертей и злых духов?
— Конечно. Знаете, сколько раз мы с девчонками их ночью вызывали!
— Как вызывали?
— Ну... гадали и всяких духов в комнату приглашали...
— Духи приходили?
— Да.
— Зачем?
— Мы им вопросы разные задавали, они нам отвечали.
— Слышишь, ты же учишься в институте с твоими подругами — это лучшее, что есть у вас сегодня. Как страну поднимать будете — духов на помощь позовете или чертей?
— Не знаю. И зачем мне что-то поднимать. Кто опустил, пусть тот теперь и поднимает.
Девушка, похоже, обиделась на меня и двинулась следом за своим «подбитым».
— А сегодня, — кричу ей вослед, — гадать будете?
— Нет. Сегодня мы все пьяные, а духи на алкоголь не идут...
В этот момент мимо меня пробежали сотрудники милиции. Прыгая через ступеньки, помчались куда-то на верхние этажи, что-то там стряслось. Я успела заметить, что некоторые из них уже тоже разукрашены чудами-юдами: хоть и на работе они, но... все-таки праздник. Хорошо, если до утра ребята из милиции останутся разукрашенными только губной помадой, а не кулаками пьяных дебоширов или пустыми пивными бутылками. Здесь все-таки не ангелы с крылышками — тут злые (да еще крепко выпившие) «духи».
Не удивлюсь, если вслед за милицией сейчас кто-то пролетит на метле.
...Хватит, попраздновала. Пытаюсь найти выход. Но в этом дыму и противотуманные фары не помогут. Толпа из красного уголка «рванула» на крышу запускать салют. После полуночи еще должен быть конкурс на самый
страшный костюм, хотя на некоторых разгоряченных студентах из одежды остался только набор «джентльмена» — часы, трусы и галстук. Хорошо бы им на крыше как следует освежиться.
Выход я все-таки отыскала. Приятно глотнуть чистой осенней прохлады. Сразу за мной из двери вышла ряженая «ведьмочка». И тут же сказала:
— Фу, как здесь воняет свежим воздухом!
Может, это всего лишь оригинальная шутка, но, по-моему, она прекрасно выражает суть всего того, что называют Хеллоуином.
ОТКУДА ЭТА «БЯКА»?
Итак, примерное празднование Хеллоуина мы с вами увидели. Но давайте все-таки копнем историю этого праздника.
Тысячи лет назад на территории современной Великобритании и Северной Франции жили племена кельтов. Они поклонялись силам природы и имели в своем пантеоне множество богов, олицетворяющих их. Но главным среди них считался бог Солнца – ведь именно он определял для кельтов время работы и отдыха, давал жизнь растениям и плодам... Год у кельтских племен делился на две части – зимнюю и летнюю. Считалось, что в течение всей зимы бог Солнца находился в плену у Самхэйна, властелина мертвых и князя тьмы. Праздник, знаменующий окончание лета и начало зимы – кельтский Новый год, и назывался он по имени мрачного божества – Самхэйн. Это празднество знаменовало собой окончание «времени солнца и света» и начало «времени тьмы и холода». Фестиваль Самхэйна праздновался в ночь с 31 октября на 1 ноября. В это время лето сменялось зимой, день – ночью, жизнь – смертью, и все барьеры между материальным и сверхъестественным мирами устранялись, ворота между ними открывались на одну ночь.
Считалось, что в эту ночь вся нечистая сила спускалась на землю и все бестелесные души людей, умерших в течение прошедшего года, возвращаются в поисках нового тела, чтобы отпраздновать Новый год. Кельты были уверены, что в это время законы природы не действуют, пространство и время замирают, позволяя тем самым миру духов общаться с миром живых. Однако живые не слишком горели желанием общаться с покойниками, поэтому они гасили в своих домах огонь, чтобы холодное и темное жилище не выглядело привлекательным для непрошеных гостей, наряжались как можно страшнее – в звериные шкуры и головы, надеясь распугать привидения, переползшие открытую границу, и выходили на улицы, создавая как можно больше шума, чтобы отпугнуть духов и не дать им вселиться в свои тела. Духам выставляли угощение на улицу, чтобы они не приходили в дом.
Обычаи кельтов позже частично переняли друиды. В ночь на 1 ноября они собирались в дубовых рощах на вершинах холмов, зажигали костры и приносили злым духам жертвы, чтобы умилостивить самого сердитого – духа смерти.
В начале нашей эры земли друидов завоевали римляне. У них тоже был праздник последнего месяца осени – день богини растений Помоны. Кельтско-друидские злые духи стали, конечно же, частью этого праздника. А в VIII-IX веках, когда христианство распространилось на территории Великобритании, гремучая смесь древних традиций переплелась с еще одним праздником – католическим Днем всех святых (All Hallows Eve). Так появился Хэллоуин. О святости тогда никто ничего не говорил, и ничего святого в ту ночь не происходило.
Когда американские первопоселенцы ринулись заселять Новый Свет, они, конечно же, вместе со скарбом привезли на континент свои страхи, приметы и обычаи. Обычаи разных европейских народов смешались с индейскими верованиями, и появилась собственно американская версия праздника.
Не везде было принято поминать нечистую силу 31 октября: протестанты Новой Англии считали подобное занятие греховным. А тем временем на юге США народ в масках веселился вовсю! Во время первых Хэллоуинов устраивались представления, гадания и танцы, тут же отмечали сбор урожая, срывали калитки и переворачивали заборы, рассказывали жуткие истории о мертвецах и привидениях. В этот день люди переодевались в костюмы ведьм и чертей, “представителей” другой нечистой силы, пугали и разыгрывали друг друга, носили с собой полые тыквы с прорезанным оскалом и свечой внутри, символизирующие мятущиеся грешные души.
ЧТО МЫ ИМЕЕМ?
Сегодня Хеллоуин – это «салат» из древних мифов, современной попсы и человеческого нахальства, которое выражается в попытке флиртовать с духовным миром. В ночь на Хэллоуин в Штатах и Англии некоторые «чудаки» ходят от дома к дому, изображают мертвецов и просят «хоть чего-нибудь поесть». Маски бесов и демонов олицетворяют злых духов. Наряженные «страшилками» дети стучатся в дома с криками: «Угощай или пожалеешь!» или «Пакость или подарок». Если не откупиться от них, «маленькие злые демоны» могут отомстить – вымазать, к примеру, сажей ручку твоей двери…
В этот «невинный европейский праздник» вы сможете почувствовать себя демоном, вести себя как демон! Правда, интересная перспектива! Для христианского уха такие слова – типа «почувствуйте себя демоном», звучат как предательство. Это предательство для Бога, поскольку есть поступки, которые даже играючи делать НЕЛЬЗЯ. Например, играть в террористов, захвативших школу или самолет – это предательство. Так же и игра в Хэллоуин с обязательным жертвоприношением демонам – тоже духовное предательство, и можно не сомневаться, что «эти маленькие злые демоны» вымажут не ручки двери, а души людей зловонием игры со злыми силами. Вспомните, к примеру, что детям запрещено играть: со спичками, а не то устроишь пожар, нельзя играть с электричеством – ударит током, нельзя играть с ножом – порежешься. Также и играть в демонов тоже нельзя – погибнешь.
Всему этому есть четкое и ясное определение–ЯЗЫЧЕСТВО.
Я бы сказала проще: люди XXI века обращают себя в пещерный вид, опускаются иногда ниже некуда и называют это праздником. Если говорить о молодежи, то изобразить можно так: выпей, уколись, снимись – от души повеселись. И веселимся так, словно не было последних двух тысячелетий, словно не было Христа, словно Он не умирал ради нас, принеся себя в жертву. Но стоит напомнить, что духовный мир реален. Это понимают и верующие люди, когда на страницах Писания читают, что Бог есть Дух, и мы живем по вере в Него, это понимают и неверующие люди, когда стремятся найти гадалку или ворожейку поопытней, позвать злого духа и спросить у него, как дальше сложится ваша судьба, как получить исцеление от той или иной болезни? Вопросы, вопросы, вопросы.
Но в Слове Божьем написано:
«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18:10-12)
Хорошо, что пока Хеллоуин добрался только до наших студентов (хотя ничего хорошего в этом нет). Но представьте, что будет, когда наши добры-молодцы с нашими чудо-девицами пойдут от дома к дому с криком «Угощай или пожалеешь?» Как, интересно, они будут «мстить» не откликающимся на крик? Тоже сажей вымажут ручку двери или вообще ворота унесут?
Язычество – дикость. И чем дремучее (бездуховнее) народ, тем страшнее проявления язычества. В нашей стране они могут иметь самые дикие и безобразные формы, потому что духовность у нас выжигали десятилетиями.
Будем надеяться что в Бишкеке этот «праздник» не приживется. Да и зачем нам чужие пережитки язычества, когда у нас и свои «богатые» корни, которые и сегодня еще вовсю дают плоды разрухи, нищеты и низкой морали.
(По материалам WWW.
и статьи Инны Ерофеевой)
Хэллоуин-индустрия процветает вовсю.
В Нью-Йорке на Хэллоуин-парад собирается до двух миллионов человек, этот парад обычно освещается крупнейшими телеканалами США и транслируется в прямом эфире. Десятки тысяч участников костюмированного парада одеваются в костюмы всяческой нечисти, их сопровождают музыканты, жонглеры, брейкдансеры, граждане на ходулях и прочая публика, не считая толп зевак.
Парад привлекает такое гигантское число туристов, что в среднем каждый Хэллоуин обогащает Нью-Йорк на 40 миллионов долларов. Владельцы ресторанов и баров Гринвич-Виллидж, где сосредоточено торжество, считают ночь Хэллоуина лучшей в году (с точки зрения бизнеса, разумеется).
Всего же американцы каждый
год тратят на этот «праздник»
около 2,5 миллиарда долларов.
ХЭЛЛОУИН БЕЗ ГРИМА -
ПАРАД ЖЕСТОКОСЕРДИЯ
Главная причина, почему я не люблю Хэллоуин, заключается в том, что у меня вызывают испуг и отвращение наглядные изображения смерти, гниения и увечий, ставшие частью праздника…
Проезжая в канун Дня всех святых через жилые районы, я видела многих родителей, таскающих своих детей, одетых в маскарадные костюмы… с фальшивой кровью, размазанной по лицу, с реалистичными ранами, которые наклеивают на «пострадавших» во время тренировок сотрудников службы спасения. С меня довольно! Я не могу найти оправданий никому из родителей, которые позволяют своим детям ходить, истекая искусственной кровью… Но больше всего меня пугают ужасные поступки, которые люди совершают по отношению друг к другу, когда они становятся такими бессердечными и безразличными к боли; мне очень тяжело осознавать, что люди не задумываются о последствиях своих действий. Дети должны знать, что рано или поздно все мы умрем, я не спорю с этим. Но они должны знать также и о мучениях, сопровождающих насилие и насильственную смерть. Больно, когда тебя душат, больно получить ножевые или огнестрельные ранения. Кровотечение из раны — это не смешно.
Влияние физической травмы на рассудок и организм человека может сохраняться всю жизнь. Будучи репортером, я достаточно насмотрелась на утопленников, на обугленные, окровавленные, изуродованные тела людей — этого мне хватит на несколько жизней…
Так что спасибо, но Хэллоуин не для меня. И всем, кто снимает эти отвратительные фильмы, переполненные резней, и изготавливает забрызганные кровью маскарадные костюмы, придется попробовать нажить себе состояние где-нибудь в другом месте, потому что от меня они не получат ни цента.
Кэрол Риттер
The Rochester Democrat and Chronicle,
Перевод Андрея Аверина, «Портал-Сredo.Ru»
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment