Wednesday, April 11, 2007

История происхождения Санта Клауса



Как Святой Николай Санта-Клаусом стал
Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта-Клаус не какой-то мифический образ — родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность, правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии. Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря.
Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем, а простым епископом. Поэтому не стоит удив­ляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в «Похвале», написанной константинопольским патриархом Проклом на рубеже IV и V столетий. Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот вроде бы и все.
Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святойНиколай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае Чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова «innocentes» (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил «pueri» (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей.
На Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся боггромовержец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе и беззаветное почитание это­го святого осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым доступным, скорым и непреложным помощником. Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта-Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо перенестись на христианский Запад. Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковноприходской школы фрукты и выпечку 6 декабря в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки — для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Ад­вент), когда все с нетерпением ждут радостного праздника Воплощения Пред­веч­ного Слова и начала Нового Года. Видимо, в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения.
Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера исключила из литургии новых церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая, но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых католических странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразил­ся в несколько иной персонаж, но который по прежнему приносит дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран, святой Николай одел маску либо «Отца Рождества», либо «Рождественского деда», ли­бо «Звездочета», да мало ли этих масок! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников, например — оленя. Да и перебрался из малоазийского города в северную Лапландию.В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом «Goede Vrove», на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый Свет.
Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили то новые обитатели новой земли не по-английски, а посвоему. И фраза «святой Николай» звучала как «Синтер-Класс», затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в «Санта-Класс», а чуть позже — в «Санта-Клаус». Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки.Но Новый Свет — он потому и новый, чтобы все увидеть по новому. Посему история преображений святого Николая (простите, Санта-Клауса), на этом не заканчивается. Важным этапом в перевоплощении стала поэма «Приход святого Николая», написанная Клементом Клар­ком Му­ром и опубли­кованная перед рож­дес­твенскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки. В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта-Клаус был изображен как оптимистичный, веселый эльф жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта-Клаус как раз и потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на упряжку оленей.
Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма «Coca-Cola» не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой был избран Санта-Клаус. Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды, с бутылкой газированного напитка в руках, и так на свет появился всем нам знакомый современный образ Санта-Клауса. Благодаря рекламе и американской настойчивости красно-белый Санта-Клаус постепенно вытеснил английского Отца Рождества, французского Рождественского Деда, финского Йолопукки и даже нашего Деда Мороза. Мало того, предприимчивые турки в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник Никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и с огромным мешком за плечами.
Это жизнь…
Впрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами, и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы. Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще без праздничных поздравлений, но уже с Санта-Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!

No comments: